РУ БЕ EN

ГДД

Что такое ГДД?

Город, дружественный детям, – это современный город, в котором создано правовое, социальное и образовательное пространство, обеспечивающее комфортное проживание и всестороннее развитие юных граждан, где дети и молодежь сами участвуют в разработке программ и принятии решений, затрагивающих их интересы.

Это город, в котором учитываются нужды и приоритеты всех детей, независимо от их возраста, национальности, состояния здоровья и других особенностей, и созданы условия для их полноценной счастливой жизни.

Город, дружественный детям, – это такая концепция местного государственного управления, в которой городские власти, учреждения, общественные организации реализуют основные положения Конвенции о правах ребенка на уровне города и его районов, привлекают внимание общественности к вопросам детства, слушают и слышат то, что говорят дети, и гарантируют права молодых граждан:

  • оказывать влияние на принятие решений, касающихся жизни детей в городе;
  • высказывать свое мнение относительно того, каким бы они хотели видеть свой город;
  • участвовать в семейной, общественной, культурной жизни города;
  • иметь доступ к медицинскому обслуживанию, образованию и жилью;
  • быть защищенным от насилия и жестокого обращения;
  • передвигаться по улицам города самостоятельно и без риска для жизни;
  • встречаться и играть со своими друзьями и иметь пространство для игр;
  • жить в городе с незагрязненной окружающей средой;
  • пользоваться всеми услугами в своем городе как равноправным гражданам.

 

Основная задача ГДД

Одной из основных задач инициативы является привлечение детей и молодежи, обеспечение возможностей для реализации их потенциала, развитие у них лидерских навыков, что позволит им принимать участие в принятии решений, касающихся их жизни и развития.

Для оценки прогресса городов в создании благоприятной для детей среды и реализации прав ребенка ЮНИСЕФ предоставил экспертную поддержку для развития механизма мониторинга и оценки (МиО). Механизм МиО состоит из комплекса объективных (основанных на официальной статистике) и субъективных (основанных на личных мнениях детей, родителей и специалистов по таким темам, как участие молодежи в принятии решений, образование, здравоохранение, социальная защита, безопасность и условия проживания) показателей, которые позволяют рассчитать индекс ГДД.

Данные мониторинга и основанные на них рекомендации, а также результаты расчета индекса ГДД представляют материал, который учитывается в подготовке докладов «Положение детей в городе».

Информация и данные находятся в публичном доступе на веб-сайте www.detivgorode.by, тем самым обеспечивается прозрачность и информирование общественности о соблюдении прав ребенка, повышается ответственность местных руководителей за принятие решений по ориентированной на ребенка социальной политике, обеспечивается обмен опытом и передовой практикой между городами-участниками.

С целью более согласованного развития глобальной инициативы во всех городах, присоединившихся к ней, на сессиях городских советов утверждены программы действий. В городах созданы местные Координационные советы, которые отвечают за проведение анализа и оценки эффективности социальной политики, осуществляемой в отношении юных граждан и их семей, разработку концептуально-программных подходов, подготовку и проведение мероприятий, организацию широкой разъяснительной кампании о реализации инициативы «Город, дружественный детям» в средствах массовой информации, трудовых коллективах, по месту жительства. В присоединившихся городах создается общественное самоуправление детей и учащейся молодежи – детско-молодежные советы/парламенты при местных органах исполнительной и законодательной власти, – что способствует участию детей в процессе принятия решений, направленных на улучшение положения детей в городе.

В этих условиях дети и подростки сами думают над тем, что нужно сделать для благоустройства своего двора, школы, района, где они живут, чтобы их город стал дружественным детям, и при содействии взрослых осуществляют свои проекты.

 

 

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ГОРОДА, ДРУЖЕСТВЕННОГО ДЕТЯМ

 Город, принимающий решение стать городом, дружественным ребенку, выстраивает систему местного управления в соответствии со следующими ключевыми принципами, заложенными в Конвенции о правах ребенка:

Недопущение дискриминации

Им гарантировано соблюдение прав независимо от их пола, языка, убеждений, национального, этнического, социального и семейного происхождения и положения, состояния здоровья или каких-либо иных обстоятельств.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка

«главное – детям», «интересы ребенка – превыше всего»

решений местных органов власти непосредственно или косвенным образом влияют на детей. Необходим механизм мониторинга и оценки контроля качества исполнения взятых на себя местной властью обязательств.

Право каждого ребенка на жизнь и развитие в максимально возможной степени

Доступ к качественным социальным услугам, безопасной и здоровой среде, здравоохранению, получению образования, необходимого для их постоянного физического, интеллектуального, духовного, морального, психологического и социального развития - оптимальные условия для счастливого детства.

Право ребенка быть выслушанным и уважение взглядов ребенка

Поощрение активного участия детей в жизни города в качестве его равноправных граждан. Право детей свободно выражать свои взгляды и быть выслушанными на всех уровнях – в местной власти, в местах проживания детей, в школах и семьях.

Инвестирование в детство

Обязывает местную власть формировать бюджет таким образом, чтобы выделять достаточные средства на финансирование социальных программ для детей.

 

ДЕВЯТЬ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ

РЕАЛИЗАЦИИ ИНИЦИАТИВЫ «ГОРОД, ДРУЖЕСТВЕННЫЙ ДЕТЯМ»

 

Первый компонент – участие детей – лежит в основе реализации инициативы в целом и каждой составляющей реализации этой инициативы в частности.

 

  1. Участие детей в общественной жизни и принятии решений

Детей необходимо постоянно информировать о том, как идет процесс развития города, и вовлекать их в этот процесс. Необходимо развивать в городе понятные детям формы и способы доступа к источникам официальной информации, к государственным органам и учреждениям, к рабочим совещаниям и дискуссиям. Одним из эффективных инструментов обеспечения участия детей является специально создаваемый орган детского самоуправления – детский и молодежный совет/парламент. Детям важно понимать, каким образом они в процессе преобразования своего города в город, дружественный детям, могут действовать не как пассивные наблюдатели, а как активные участники.

Список контрольных вопросов для проверки соответствия компонента принципам Города, дружественного детям:

 Соблюдается ли принцип уважения мнений и интересов ребенка в работе городских властей на всех уровнях?

 По всем ли вопросам, имеющим отношение к жизни и развитию детей, город проводит консультации с детьми?

 Существуют ли в образовательных учреждениях органы детского самоуправления?

 

  1. Нормативная база, дружественная детям

Одним из обязательных условий реализации инициативы «Город, дружественный детям» является участие местных органов власти в совершенствовании нормативно-правовой базы в отношении детей на национальном уровне и в обеспечении выполнения нормативных актов, положений и процедур, защищающих права детей, в своем городе. Анализ и рассмотрение нормативных актов на предмет их содействия защите прав ребенка предполагает активное участие представителей власти, родителей, экспертов из негосударственных организаций, общественных активистов.

Список контрольных вопросов для проверки соответствия компонента принципам Города, дружественного детям:

 Привлекались ли к анализу нормативно-правовых актов родители, эксперты из

негосударственных организаций, общественные активисты?

 Привлекались ли к анализу нормативных документов в отношении детей сами дети, проводил ли город консультации с ними?

 Проведен ли в городе анализ нормативной базы и того, как она обеспечивает детям доступность к консультативным услугам, понятность процедур подачи жалоб и защиты в случае нарушения прав для детей, включая детей в трудной жизненной ситуации?

 Обеспечивается ли ребенку в городе право быть выслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего этого ребенка?

 

  1. Программа развития города, дружественного детям

Важно, чтобы в Программе развития города, дружественного детям, были изложены цели и целевые показатели, касающиеся жизни и развития детей в конкретном городе, причем местные показатели должны быть обоснованными, достижимыми и синхронизированными с национальными показателями. Разработка Программы развития города, дружественного детям, должна вестись на межведомственном уровне, поскольку влияние на судьбы детей оказывают различные государственные органы и учреждения, и их действия важно скоординировать. Важно сделать ее доступной детям, изложив соответствующие разделы понятным языком. По результатам регулярного контроля достижения поставленных целей и приоритетов в Программу могут вноситься необходимые коррективы. Важно предусмотреть в ней процедуры мониторинга и оценки ее воздействия на жизнь и развитие детей, включив в эти процедуры и прямое участие самих детей.

Список контрольных вопросов для проверки соответствия компонента принципам Города, дружественного детям:

 Проводится ли разработка Программы развития города, дружественного детям, на межведомственном уровне?

 Проводятся ли при подготовке Программы консультации с детьми, молодежью, их родителями и специалистами из негосударственных организаций?

 Учитывает ли Программа права, интересы и потребности всех категорий детей в городе?

 Содержит ли Программа целевые установки в отношении жизни и развития детей с указанием сроков их выполнения?

Распространяется ли информация о действующей Программе развития города, дружественного детям, на всех уровнях местной власти, среди детей, их семей и их окружения, а также среди всех, кто работает с детьми и в интересах детей?

 Проводится ли городскими властями регулярный мониторинг и анализ реализации Программы развития города, дружественного детям?

 

  1. Межведомственный координационный орган по содействию реализации прав детей

Создание и развитие при органах власти постоянно действующей межведомственной структуры (совета, комиссии), в приоритеты которой входит рассмотрение всех вопросов и координация действий в интересах детей.

В состав такой структуры целесообразно включить депутатов местных Советов, представителей местных органов управления, судебных и внутренних органов, учреждений образования, бизнеса и негосударственных организаций. Структура, построенная на межведомственном и межсекторном партнерстве, обладает большим авторитетом и полномочиями, обеспечивает должное внимание на всех уровнях к вопросам детства и к самим детям.

Она в состоянии компетентно организовать анализ ситуации, мониторинг и оценку Программы развития города, дружественного детям, но в то же время не должна функционально подменять другие государственные учреждения и отделы, занимающиеся вопросами детства.

Список контрольных вопросов для проверки соответствия компонента принципам Города, дружественного детям:

 Есть ли в городских органах власти отдел, подразделение или координационный орган, который отвечает за разработку, согласование и отслеживание выполнения Программы развития города, дружественного детям?

 Является ли состав этого органа межведомственным и межсекторным?

 Поддерживает ли этот орган прямую связь с детьми?

 Добивается ли этот орган учета мнения детей в своей работе и в работе всех органов власти в городе?

 

  1. Анализ положения детей в городе

Систематическая оценка положения детей в городе, а также оценка результатов воздействия на детей комплекса государственных мер и мероприятий на всех этапах, начиная от их разработки и заканчивая их применением на практике.  

Сбор данных и последующий анализ положения детей в городе необходимо провести с использованием универсального механизма оценки в следующих сферах:

  1. Участие детей в общественной жизни и принятии решений.
  2. Жилая среда.
  3. Безопасность детей в городе.
  4. Охрана здоровья и здоровый образ жизни.
  5. Образование и развитие.
  6. Досуг и культура.
  7. Помощь в трудной жизненной ситуации.

В проведение анализа необходимо вовлекать все государственные учреждения, от которых зависит жизнь и развитие ребенка: системы образования, здравоохранения, социальной защиты, обеспечения безопасности, организации досуга и другие.

Список контрольных вопросов для проверки соответствия компонента принципам Города, дружественного детям:

 Проводится ли местной властью регулярная оценка воздействия на детей мер и мероприятий, проводимых или планируемых в городе?

 Проводятся ли в городе консультации с родителями, негосударственными организациями, общественностью для более объективного изучения воздействия на детей действующих и новых мер и мероприятий?

 Участвуют ли в такой оценке сами дети?

 

  1. Бюджет в интересах детей

Обеспечение городом необходимых средств на детей, а также анализ того, насколько планирование и расходование бюджетных средств ведется в интересах детей.

Процесс формирования бюджета – это один из ощутимых механизмов, посредством которого власти города могут оказывать значительное влияние на положение детей, поэтому анализ местного бюджета должен стать неотъемлемой составляющей оценки воздействия на детей. При формировании и расходовании средств республиканского и местного бюджетов местные власти должны рассматривать вопросы детства как особо важные для города и эффективно вкладывать имеющиеся средства в детей как в будущее города. В рамках инициативы «Город, дружественный детям» информацию о ходе составления бюджета надо сделать доступной детям и другим гражданам, влияющим на развитие детей, а для получения бюджета, наиболее ориентированного на детей, провести с детьми и молодежью дополнительные консультации.

Список контрольных вопросов для проверки соответствия компонента принципам Города, дружественного детям:

 Анализируют ли власти города, насколько полно услуги, финансируемые из городского бюджета, удовлетворяют потребности детей?

 Проводится ли городом анализ местного бюджета с точки зрения расчета доли бюджета, которая тратится на детей?

Обсуждается ли ход формирования местного бюджета с населением, особенно той части, которая направляется на детей?

 Существует ли в процессе формирования бюджета практика консультирования с детьми и молодежью?

 Можно ли в городе получить открытую информацию об объемах средств, выделяемых в бюджете на вопросы детства?

 

  1. Регулярная публикация доклада «Положение детей в городе»

Изучение ситуации в городе, сбор данных в отношении детей и реализации их прав, подготовка и опубликование доклада по результатам исследования.

Приступая к подготовке доклада, город включает в этот процесс государственные учреждения, статистические службы, исследовательские организации, иные структуры, действующие в городе. В ходе подготовки доклада важно не просто документировать, но и анализировать полученную информацию, выявляя факторы, затрудняющие принятие и выполнение городом решений, направленных на удовлетворение интересов и потребностей детей.

Оценки, сделанные в докладе «Положение детей в городе», становятся более объективными, когда город вовлекает детей в подготовку доклада и как объект исследования, и как тех, кто сам может выразить свое мнение об изучаемой ситуации.

Доклад, с описанными и проанализированными в нем статистическими данными и информацией, публикуется в таком виде, чтобы он был доступен и понятен не только официальным лицам, но и широкой общественности, в том числе и детям.

Список контрольных вопросов для проверки соответствия компонента принципам Города, дружественного детям:

 Достаточно ли тех статистических и иных данных о положении детей, которые собирает город, чтобы дать объективную оценку работы города по реализации инициативы «Город, дружественный детям»?

 Проводится ли в городе подготовка регулярного доклада «Положение детей в городе»?

 Публикует ли город регулярный доклад «Положение детей в городе» и распространяется ли этот доклад в таком виде, чтобы он был доступен и официальным лицам, и детям, и специалистам, работающим с детьми, и широкой общественности?

 Использует ли город собранные данные и выводы, сделанные в докладе при разработке Программы развития города, дружественного детям?

 

  1. Повышение осведомленности общества о правах детей

Повышение осведомленности взрослых и детей о правах ребенка.

В городах, дружественных детям, в рамках школьной программы обязательно изучаются вопросы, связанные с правами человека и Конвенцией о правах ребенка.

Для родителей, специалистов, работающих с детьми, и актива города целесообразно проводить дополнительное обучение с целью более углубленного понимания ими прав ребенка и формирования у них уважительного отношения к этим правам.

Список контрольных вопросов для проверки соответствия компонента принципам Города, дружественного детям:

 Изучаются ли в школах города вопросы, связанные с правами человека и Конвенцией о правах ребенка, среди детей всех возрастов, а также их родителей и сотрудников школ?

 Проходят ли дополнительное обучение о правах детей специалисты, работающие с детьми, и актив города?

 Есть ли в городе, кроме школ, иные курсы и формы обучения родителей вопросам, связанным с правами ребенка?

 Оценивают ли власти города эффективность распространения информации о правах детей?

 

  1. Общественная деятельность в интересах детей

Оказание помощи и поддержки негосударственным некоммерческим организациям, занимающимся проблемами семьи и детей, а также развитие независимых институтов – уполномоченных (омбудсменов) по правам ребенка – в целях содействия защите прав и интересов детей.

Властям города, присоединившегося к инициативе «Город, дружественный детям», следует активно привлекать к общественной деятельности в интересах детей молодежные инициативы, общественные организации и СМИ, которые, как правило, готовы развивать партнерские отношения на разных уровнях и способны играть важную роль в улучшении условий для жизни и развития ребенка.  

Список контрольных вопросов для проверки соответствия компонента принципам Города, дружественного детям:

 Установлены ли в городе партнерские отношения между местной властью и негосударственными некоммерческими организациями, занимающимися проблемами семьи и детей?

 

Учитывает ли руководство города мнение общественных организаций, занимающимися проблемами семьи и детей, при принятии решений?

 Оказывает ли город помощь и поддержку негосударственным детским и молодежным организациям?

 Существует ли на уровне города независимый институт по защите прав детей?

 Действует ли в городе механизм, пользуясь которым дети могут легко подать жалобу либо получить необходимую им консультацию?

 

 

КАК ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К ИНИЦИАТИВЕ «ГОРОД, ДРУЖЕСТВЕННЫЙ ДЕТЯМ»

 

  1. Изучить информацию об инициативе «Город, дружественный детям»:

историю возникновения инициативы;

 основополагающие принципы построения города, дружественного детям;

девять структурных компонентов реализации инициативы «Город, дружественный детям»;

методологию оценки Индекса дружественности города детям;

рекомендации по подготовке доклада «Положение детей в городе».

  1. Принять решение на уровне органа исполнительной/законодательной власти о присоединении к инициативе «Город, дружественный детям».
  2. Определить лицо или рабочую группу, ответственную за организацию и проведение подготовительной работы. Разработать план реализации инициативы «Город, дружественный детям» и приступить к его выполнению.
  3. Провести оценку Индекса дружественности города детям.
  1. Подготовить доклад «Положение детей в городе» на основании проведенной оценки.
  2. Подписать Декларацию о присоединении к инициативе «Город, дружественный детям».
  3. Направить копию Декларации и доклада «Положение детей в городе» в Координационный совет сети белорусских городов, дружественных детям по адресу: Учреждение образования «Национальный центр художественного творчества детей и молодежи» Министерства образования Республики 220030, г. Минск, ул. Кирова, 16, тел +375 17 3273138.

Интернет-ресурсы: